Как отремонтировать тормоз приводного механизма
Вот как починить цепной тормоз. Это система аварийного тормоза цепи бензопилы, которая предотвращает травмирование оператора, в данном случае оператора бензопилы. Это одна из систем безопасности, встроенных в инструмент. Эта система избыточна и не нужна на рогатых аналогах бензопил. Помимо безопасности оператора, тормозная система цепи служит для спасения механизма в случае заклинивания. Отказ тормоза случается редко и вызван плохим обслуживанием пилы, отсутствием очистки, износом из-за долговечности и неправильным использованием инструмента во время пиления.
Когда работает эта тормозная система? В большинстве случаев тормоз автоматически включается при отдаче, когда оператор пилы касается носом направляющей шины какого-либо предмета (дерева), возникает какое-либо внезапное препятствие или происходит отдача. В качестве альтернативы, тормоз цепи срабатывает, когда шина заклинивает в пропиле и оператор бензопилы пытается ее освободить. Тормоз цепи срабатывает при отдаче — цепь останавливается. Оператор также может сам затормозить цепь, управляя верхним рычагом (диском), также известным как рычаг отдачи. Это полезно, например, когда цепь вращается без дроссельной заслонки или в случае отказа сцепления или карбюратора.
Принцип работы тормоза
Давайте рассмотрим, как работает тормоз. Конструкция механизма проста и незамысловата. Это чисто механический процесс. Пусковым механизмом, переключателем тормозной системы, является уже упомянутый нами рычаг (экран), который представляет собой неподвижный элемент на верхней передней поверхности пилы над глушителем. Экран находится сразу за рукой оператора, почти на уровне, и соединен с крышкой. Но поскольку вы поворачиваете инструмент во время работы, экран также может находиться за вашей рукой.
Общий вид тормозной системы
Выдвижной рычаг без пружины в закрытом положении
Выдвижной рычаг без пружины в отпущенном положении
Скользящий рычаг без пружины при отпущенном куркеЭкран включается возвратной пружиной в основании приспособления и переключателем на курке. При ударе, отскочив от шины, экран срабатывает — он упирается в руку пилы, а дальше по цепи срабатывает пусковой механизм, сцепленный с экраном. В нормальном положении курок сжимает пружину (не путать с возвратной пружиной) и при срабатывании отпирает ее и запирает защелку (детент). Скользящий рычаг, который находится внутри пружины, в свою очередь, натягивает металлическую ленту. Металлическая лента находится вокруг корзины сцепления (барабана сцепления), она затягивает (зажимает) барабан, что останавливает его вращение. Цепь останавливается.
Пружина расположена на подвижном рычаге
Вставьте отвертку в пружину рычага заслонки
Прижмите пружину рукой, чтобы она не выскочила.
Вставьте пружину на место с помощью отвертки.
Тормозная пружина на подвижном рычаге
Установите защитную крышку на пружину.
Вставьте винты и закрепите пружинную защиту.
Отпустите курок тормоза с помощью крестового ключа, чтобы ослабить металлическую дужку.
Но тормоз не обязательно должен включаться прямым нажатием на экран. В нижней части щита (в месте крепления с гардой) в корпусе рычага находится инерционный груз, который в результате резкой отдачи приводит в действие спусковой крючок. Благодаря инерционному весу происходит автоматическое торможение. Например, лесоруб, спиливая дерево, держит пилу в наклонном (лежачем) положении, и в этом случае экран находится не за его рукой, а сбоку. В случае отдачи при резе, тормозная система также активируется благодаря центробежному весу.
Ремонт тормоза бензопилы HUSQVARNA
Когда и как возникает неисправность тормозной системы бензопилы?
Обычно ломается металлический ремень, фиксирующий барабан, также известный как зажимная скоба. Он либо полностью порван, либо обтрепан, либо одна из его полос (в случае сквозной ленты). Проблема вызвана износом направляющей шины вследствие естественных причин (чрезмерное использование), а также неправильной эксплуатации пилы.
Что означает "злоупотребление"? Скорее всего, это можно назвать небрежностью со стороны адвоката. Люди, которые впервые начинают работать с импортными пилами, оснащенными тормозной системой, и их аналогами, не замечают, когда срабатывает тормоз при использовании инструмента. Например, при попытке извлечь заклинившую направляющую шину из пропила в древесине. Резкая манипуляция вызывает срабатывание тормозной системы, но неопытный владелец пилы этого не замечает. Когда пила отпущена, оператора ждет неожиданный сюрприз — цепь не вращается при нажатии на дроссель. Не понимая, почему цепь не проворачивается, он отчаянно пытается повернуть ее, ударяя о бревно или пень — что угодно. Некоторые "товарищи" даже снимают крышку со стороны сцепления, вытаскивая ее, хотя металлическая лента зажимает корзину сцепления. Затем они безрезультатно проверяют и даже каким-то образом умудряются приклеить крышку обратно. Конечно, кронштейн уже поврежден из-за этого. Кроме того, не знаю как, но эти пользователи пил умудряются "поднять" инструмент и даже пилу. В этом случае покрывается не только монтажный кронштейн, но и сама муфта — она обожжена и имеет характерный синий цвет. Нередко техники сервисной службы говорят и показывают истертый ремень и барабан с характерной канавкой и рычагом, утверждая, что владелец пилы эксплуатировал инструмент с включенным тормозом!
Нечто подобное можно наблюдать и у опытных лесорубов. Но в данном случае причина в том, что владелец вовремя не почистил машину. Это связано с периодом морозов, когда опилки, смешанные со снегом, уплотненные за кожухом, обхватывают барабан сцепления и замерзают после рабочего дня. На следующий день дровосек не может повернуть цепь на работающей пиле и пытается освободиться от препятствия, многократно "прокатывая" цепь по дереву (бревну, пню и т.д.). Как правило, зажимная скоба также получает!
Помимо зажимной скобы (металлического стержня) в тормозной системе может сломаться и привод (подвижный рычаг), представляющий собой пластиковый штифт.
О ремонте
Что же делать специалисту по бензопилам, если он обнаружил эти неисправности во время лесозаготовок?
Наиболее распространенным способом устранения неисправности регистратором является удаление этих деталей из тормозной системы. Оператор просто снимает тормоз, отбрасывая неисправный монтажный кронштейн. Это чревато "форс-мажорными" происшествиями, поскольку лесозаготовитель лишает себя безопасности. Тем не менее, это наиболее распространенное решение для регистраторов.
Второй метод является экзотическим, используется очень редко, но тем не менее используется. Лесоруб ремонтирует бензопилу на лесосеке, заменяя монтажный кронштейн деталью, изготовленной из полосы, вырезанной из металлического стартового прута. Чтобы загнуть "язычок" полосы и закрепить ее на месте, изделие необходимо нагреть на огне. Подвижный рычаг (привод) также изготовлен из подручных средств. Следует понимать, что "рукотворные эквиваленты" запасных частей можно использовать только временно, сразу же покупайте новые и заменяйте их.
Как заменить металлическую ленту, думаю, можно четко понять из фотографий. Компоненты тормозной системы показаны на модели Husqvarna, на модели Stihl конструкция аналогична. Различия незначительны, например, в пружине.
Гаечный ключ для замены спускового крючка в тормозной системе бензопилы
Несколько слов об инструменте, который понадобится при ремонте тормозной системы: пусковой выключатель усложнит работу. Переключатель необходим для того, чтобы перевести курок в правильное положение для освобождения цилиндра. Для этого потребуется гаечный ключ, который можно изготовить самостоятельно из универсального (комбинированного) ключа — нужно пробить несколько граней в цилиндре. Некоторые "умельцы" используют для этого обычные бокорезы. Думаю, вы можете подобрать круглогубцы. В любом случае, лесоруб должен заранее позаботиться об аналогах, которые он возьмет с собой в лес, если будет выполнять ремонтные работы на лесоповале или на смене.
Чтобы нагрузить пружину, вам понадобится большая отвертка, которая не будет входить в диаметр пружины, а будет упираться в нее.
Чтобы нагрузить пружину, нужна большая отвертка, которая не входит в диаметр пружины, а упирается в нее. Думаю, такую отвертку можно найти в арсенале тракториста или "водителя" в бригаде.