Если перестал работать звуковой сигнал
Устранение неисправностей автомобильного клаксона, но статья будет полезна и мотоциклистам.
В этой статье, рассчитанной скорее на начинающих водителей, чем на опытных электриков, мы рассмотрим простые методы поиска причины неисправности клаксона. Мы будем рассматривать не ремонт самого клаксона — это устройство обычно служит очень долго, даже на старых автомобилях, — а поиск неисправностей, которые могут привести к неисправности клаксона, что может спасти жизнь пешехода или водителя.
Обычно неисправность бывает двух типов — либо клаксон вообще не подает звуковой сигнал при нажатии кнопки (когда он нужен), либо иногда начинает подавать звуковой сигнал самостоятельно без вмешательства водителя (когда он не нужен).
Начнем с того, что большинство отказов электрооборудования в автомобилях и мотоциклах вызвано довольно низким напряжением — всего 12 вольт. Действительно, при более высоком напряжении (например, в высоковольтной системе зажигания высокое напряжение достигает 25 киловольт) окислы или даже воздушный зазор в контактах не влияют на появление искры на свече зажигания. Но в низковольтных цепях даже тонкий слой окисла на любом из контактов может стать причиной многих неисправностей.
Зуммер является достаточно мощным потребителем электроэнергии, и величина тока, даже в самых слабых сигналах, обычно составляет не менее четырех ампер. Поэтому, чтобы такой ток протекал без проблем, при низком напряжении от 12 до 14 вольт, контакты как устройства, так и самой электрической цепи должны быть в идеальном состоянии. Иначе, в движении, нажав на заветную кнопку сигнала в самый напряженный момент, мы услышим жалкое кряканье или вообще ничего.
За контактами (клеммами) необходимо следить и смазывать их после очистки специальной смазкой для предотвращения окисления. Зимой окисление происходит не только из-за влажного воздуха, но и из-за влажности, которая испаряет реагенты с дороги. Окисление суппортов также происходит потому, что корпус, или рама, мотоцикла сделан из металла и действует как минусовой проводник.
Это означает, что абсолютно все плюсовые выводы и их клеммы притягивают ионы кислорода и поэтому интенсивно окисляются. Вы можете легко проверить это, если снимите изоляцию с плюсового провода используемого зарядного устройства. Минусовая проволока обычно находится в хорошем состоянии, но плюсовая проволока всегда покрыта окислами.
Помимо окисления, вибрация способствует сбоям в работе электрооборудования мотоцикла или автомобиля, вызывая постепенное ослабление клеммных соединений, ухудшение электрического контакта, а при включении напряжения в соединениях появляются искры, еще больше ухудшающие контакт.
В какой-то момент может случиться так, что при нажатии кнопки не будет слышно ни звука, ни даже щелчка. С чего же начать поиск виноватых в этом случае? Естественно, речь идет о предохранителе, который, кстати, не только защищает цепь электрического сигнала во многих автомобилях и мотоциклах, но и подключен к нескольким другим приемникам. Например, в наших классических "Жигулях" предохранитель сигнала также защищает внутреннее освещение автомобиля, часы, прикуриватель, габаритные огни и лампу незакрытой передней двери.
Даже не проверяя предохранитель, можно сразу определить, виноват ли в этом перегоревший предохранитель или неисправная сигнальная цепь. В конце концов, если сигнал не работает, но свет в салоне горит, часы работают и т.д., значит, предохранитель исправен и неисправность следует искать только в цепи сигнала.
Аналогичным образом мы можем найти проблему в других автомобилях или мотоциклах, если внимательно изучим их электрические схемы и выясним, какие другие потребители, кроме звукового сигнала, защищены его предохранителем.
Если предохранитель перегорает, то естественно искать причину перегорания (и, следовательно, короткого замыкания) перед его заменой. Если в электрической цепи есть короткое замыкание, замена предохранителя не устранит его, а попытка вставить новый предохранитель обратно приведет к его перегоранию.
При поиске короткого замыкания вместо предохранителя удобно использовать маленькую 12-вольтовую лампочку, соединив провода от ее цоколя с клеммами перегоревшего предохранителя. После подключения лампочка будет гореть до устранения причины короткого замыкания, и только после устранения причины можно установить новый предохранитель.
Причину короткого замыкания обычно можно обнаружить визуально, внимательно осмотрев провода — например, вы можете заметить, что перетертый плюсовой провод касается металла рамы или кузова. И такие очевидные и постоянные неисправности обычно легко устранить. Но самой большой проблемой может стать поиск коротких замыканий, которые быстро появляются и тут же исчезают. И никогда не знаешь, когда они снова появятся.
Обычно в таких случаях водитель устанавливает новый предохранитель, ничего не обнаружив, думая, что все в порядке и предохранитель перегорел случайно. Но хорошо известно, что несчастные случаи — это не случайности, не бывает так, что предохранитель перегорает сам по себе. И рано или поздно это произойдет снова, причем в самый неподходящий момент.
Обычно в таких случаях также имеется какая-либо неисправность в проводке, и, например, оголенный (перетертый) провод касается рамы, кузова или другого провода (в жгуте его не видно), и от вибрации этот провод то соединяется, то разъединяется с кузовом или другим проводом своим перетертым местом.
Не работает сигнал , ищем причину.
Кстати, бывают случаи, когда короткую нельзя назвать короткой (как на рисунке 1 b). Ведь ток, который начал протекать через аномальное соединение (касание) с землей, определяется состоянием сигналов 1, которые в данном случае начнут кричать без нажатия водителем своей кнопки. В то же время в автомобиле происходят странные вещи, когда при определенных положениях рулевого колеса сигнал начинает пищать при преодолении неровностей (шероховатостей).
Схема подключения сигнала без вспомогательного реле.
1 — сигналы, 2 — предохранители, 3 — выключатель: a — b — возможный контакт (замыкание проводов на землю (кузов или рама). c — d — место подключения контрольной лампы.
Чтобы не раздражать себя и окружающих и не разряжать аккумулятор (ток не маленький), в этом случае вместо сигналов лучше подключить обычную лампочку на 12 В. Этот индикатор будет гореть, пока вы не найдете и не устраните ненужный контакт заземления b, как на рисунке 1 (рама, кузов или минусовой провод).
Почти все сигналы (за исключением сигналов на многих мотоциклах) подключаются через вспомогательное реле, как показано на рис. 2. Здесь также могут возникать аналогичные неисправности. Реле является лучшим выбором, поскольку через скользящий контакт в руле протекает малый ток управления — около 0,5 ампера. Ток, непосредственно питающий сирену, коммутируется контактами вспомогательного реле.
Если предохранитель, защищающий сигнальную (и несигнальную) цепь, в порядке, но клаксон все равно не работает, сначала выясните, какая цепь (плюс или минус) неисправна, чтобы удвоить объем поиска неисправности.
Для этого возьмите кусок провода длиной около метра (если вы работаете в одиночку, стоит надеть на концы зажимы типа "крокодил"). Для начала подключите один конец провода к минусовой клемме клаксона (клаксонов), а другой — к корпусу рамы автомобиля или мотоцикла и нажмите на кнопку клаксона (разумеется, при включенном зажигании).
Если клаксон начинает подавать звуковой сигнал, неисправность находится в цепи "минус", которую необходимо проверить вплоть до контактов кнопки на рулевом колесе. Чаще всего при проверке оказывается, что виноваты не провода (они могут быть где-то перетерты, но это встречается реже), а контакты (клеммы), на которые через некоторое время попадает окись.
Схема подключения сигнала с вспомогательным реле.
4 — само реле, 30, 85, 86, 87 — клеммы вспомогательного реле.
Если сигналы переключаются как на рис. 2, т.е. через вспомогательное реле (в автомобилях, реже в мотоциклах), проверьте минусовую цепь, подключив восемьдесят шестую (86) клемму реле 4 к изолированному месту на кузове автомобиля.
Если эта проверка не привела к появлению звукового сигнала, проверьте цепь плюсового сигнала. Для этого подключите один конец провода к плюсовой клемме сигнала (обычно к этой клемме подключены два красных провода), а другой конец тестового провода подключите к плюсовой клемме аккумулятора.
Если во время теста появляется сигнал, проблема в плюсовой цепи, которую следует тщательно проверить на наличие потертых (пробитых) проводов или окисленных (ослабленных) клемм. Проверьте и очистите клеммы, особенно на старых автомобилях и мотоциклах.
Окисленные или ослабленные клеммы предохранителей являются наиболее распространенным виновником, особенно в старых отечественных автомобилях или мотоциклах с их допотопными предохранителями и клеммами. В таких автомобилях лучше всего заменить древний блок предохранителей на современные U-образные предохранители.
Если вы проверили все цепи (провода) и они целы, а контакты (клеммы) вы зачистили до блеска, но сигнала все равно нет, то, возможно, неисправен сам сигнал, что бывает довольно редко. Если у вас установлено два сигнала тревоги (обычно они имеют низкий и высокий тон), а не один, то нет смысла проверять сигналы, так как оба не могут быть неисправны одновременно.
Хотя с невнимательными водителями случается, что сначала срабатывает одна сигнализация, но водитель ничего не предпринимает, и в итоге срабатывает и вторая. Если это так, имеет смысл проверить сигнализацию с помощью лампочки, как описано ниже.
Если есть только один сигнал, его можно проверить, не разбирая автомобиль, просто подключите к его контактам 12-вольтовую лампочку, и если она загорается при нажатии кнопки сигнала на рулевом колесе, а сигнал не звучит, значит, все сигнальные цепи исправны, а само устройство (сигнал) неисправно и требует замены.
Кстати, в схемах подключения сигнала с дополнительным реле бывает, что при нажатии кнопки клаксона на руле (попросите помощи и послушайте) слышен только щелчок реле, но сигнал не звучит. Это означает, что цепь сигнализации не нарушена, но клеммы окислены, что приводит к низкому току для звукового сигнала.
Окислиться (или сгореть) могут не только клеммы при соединении проводов, но и сами контакты внутри сигнала. Или же контакты внутри реле могут сгореть, что также вызывает потерю тока. Если сигнал складывается (как и реле), тогда вы можете разобрать их и почистить (и отполировать) их контакты. Если реле или сигнал не разобраны (развалились), то замените их на новые (хотя при желании можно все разобрать и отремонтировать).
Окисление клемм и контактов чаще встречается в тех автомобилях или мотоциклах, где сигнал и его контакты (клеммы) намокают или загрязняются во время движения. В этом случае хорошо бы протянуть провода к клаксону и перенести его в сухое место под капот (или бак мотоцикла). Он будет исправно работать там долгое время, но все же неплохо бы смазать все клеммы специальной электрической смазкой, чтобы предотвратить окисление, особенно на плюсовых клеммах.
Надеюсь, если ваш автомобиль или мотоцикл потерял зуммер, эта статья поможет вам вернуть его в рабочее состояние, удачи всем.