Пришедшее в русский язык во времена Петра I слово «шпала» или с голландского spalk — подпорка, изначально не имело никакого отношения ко всем известному термину, означающему элемент железнодорожного полотна. И только спустя полтора столетия с появлением первой железной дороги в России слово «шпала» стало подразумевать опору для железнодорожных рельсов, изготовленную из древесины, а в дальнейшем и из железобетона.
Деревянные шпалы
На сегодняшний день древесина, как сырье для изготовления шпал, остается все еще популярной. Изначально этот материал был выбран в связи с простотой обработки и легкой доступностью в промышленных масштабах в любом регионе нашей страны. Однако по прошествии времени и с накоплением опыта в эксплуатации деревянных шпал, были отмечены и другие достоинства древесины. Помимо простоты в обработке, это еще и особая упругость деревянных шпал, низкая чувствительность к перепаду температур, хорошее сцепление с балластным слоем, а также высокие диэлектрические свойства.
Тем не менее имеются и недостатки, ключевым из которых является гниение природного материала, а именно сосны, т.к. из нее в нашей стране чаще всего и изготавливают деревянные шпалы.
Деревянные шпалы пропитанные
С изобретением специальной пропитки удалось продлить срок службы деревянных шпал, при этом их положительные характеристики остались неизменными. Пропитка — это смесь каменноугольных масел, например, креозот, которая защищает древесину от гниения. Благодаря особому способу нанесения «вакуум-давление-вакуум» пропитка проникает глубоко внутрь древесины и защищает от гниения не только поверхностный слой, а всю шпалу целиком.
Таким образом за счет пропитки удается значительно продлить срок службы деревянной шпалы. К отрицательным свойствам можно отнести только высокую токсичность креозота, при контакте с которым высока вероятность развития у человека кожных заболеваний.
Классификация деревянных шпал
Все деревянные шпалы изготавливаются по ГОСТ 78-2004 и имеют несколько классификаций. Так, в зависимости от места использования деревянных шпал, применяется следующая классификация по типам:
- I тип шпал используют на главных путях;
- II тип устанавливают на станционных и подъездных путях;
- III тип шпал можно встретить на подъездных путях к промышленным предприятиям, где подвижные составы проезжают особенно редко.
Каждому типу деревянных шпал соответствует определенная форма сечения и размеры, установленные ГОСТом.Шпалы могут быть:
- обрезные, когда пропил древесины присутствует со всех четырех сторон;
- полуобрезные — обрезанные только с трех сторон;
- необрезные — пропил есть только сверху и снизу.
По примерным подсчетам сегодня деревянные шпалы используются на 75% железных дорог. Однако это соотношение постепенно меняется в сторону уменьшения в пользу железобетонных шпал. Если раньше срок службы одной деревянной шпалы с пропиткой составлял 15-25 лет, то сейчас, когда объемы и интенсивность грузоперевозок постоянно растут, период службы одной шпалы из древесины резко сократился до 7-10 лет. Необходимость в частой замене шпал влечет за собой увеличение расходов на обслуживание железнодорожного полотна. К тому же неустанно растет стоимость сырья, а значит и цена на уже готовую деревянную шпалу. Поэтому становится целесообразной замена деревянных шпал на железобетонные. Согласно статистическим данным деревянные шпалы будут полностью заменены на железобетонные примерно через 40 лет.
Железобетонные шпалы
В начале 70-х годов прошлого века на территории СССР началось строительство бесстыковой железной дороги, в связи с чем стали популярны шпалы из железобетона, ведь они не требуют частой замены, в отличие от шпал из древесины.Железобетонные шпалы имеют все необходимые выемки и площадки для установки и крепления рельсов. Такие шпалы состоят из струн арматуры и бетона, они обладают хорошей упругостью и механической прочностью, защищены от раскола и не подвержены гниению, за счет чего имеют большой срок службы — более 50 лет, а также могут быть использованы повторно.
В зависимости от интенсивности эксплуатации и назначения участка железнодорожного полотна могут быть использованы новые или старогодные железобетонные шпалы.Всего существует два сорта шпал из железобетона, стоимость которых может значительно разниться:
- 1 сорт используется преимущественно на путях с повышенной проходимостью.
- 2 сорт или старогодные железобетонные шпалы устанавливают на станционных, малодеятельных и подъездных путях.
Железобетонные шпалы имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. Высокая прочность и качество сырья значительно повышают стоимость одной единицы готового изделия. Помимо этого, железобетонные шпалы имеют большой вес — около 270 кг, за счет чего сильно повышается стоимость доставки изделий к месту установки.Все самое интересное о строительстве ремонте оборудование и интерьере Вы можете узнать на нашем сайте