Соединительная шина для автоматов: подключение и выбор

Соединительная шина для автоматов (подключение и выбор). При сборке пусковой панели ввод фаз модульных выключателей в пусковой панели осуществляется с помощью перемычки. Этот вид работ отнимает много времени и сил. Провода с трудом помещаются в распределительный щит и легко запутываются. Чтобы упростить процесс соединения модулей одного типа, была изобретена специальная соединительная планка, часто называемая гребенкой или просто гребенкой.

Как выполнялось подключение раньше?

При выполнении сборочных и монтажных работ в распределительных устройствах часто возникают сложные ситуации, особенно когда речь идет о подключении защитных устройств и их групп выключателей. Для упрощения и ускорения этой работы было изобретено множество различных устройств. До относительно недавнего времени при подключении нескольких автоматических выключателей к одной линии необходимо было создавать несколько перемычек из изолированного провода нужного сечения.

Шинопровод для автоматических выключателей с поперечинами из изолированного кабеля требуемой площади поперечного сечения

Шина автоматического выключателя с перемычками из изолированного провода необходимого сечения.

Такой способ соединения автоматических выключателей один с другим имеет очень существенный недостаток — если перемычка выйдет из строя, последующие выключатели также не будут запитаны. Эта проблема может быть вызвана тем, что перемычка не имеет хорошего контакта и перегорает.

К недостаткам соединений, выполненных с помощью самодельных перемычек, относятся:

  • Значительные, требующие времени затраты на монтаж из-за необходимости измерять длину каждого сегмента кабеля, снимать изоляцию и сжимать концы вместе;
  • Неприглядный внешний вид распределительного устройства из-за большого количества проложенных кабелей;
  • Помехи для устройств, установленных на DIN-рейку над распределительным устройством.

Такие ситуации можно предотвратить, используя шины, предназначенные для параллельного подключения нескольких УЗО или автоматических выключателей.

Характеристики и виды

В зависимости от типа подключаемого оборудования шинопроводы делятся на несколько типов по количеству полюсов, которые могут быть:

Однополюсный шинный выключатель - это простое устройство, a - медная шина, b - изолятор.

 

  • 1;
  • 2;
  • 3;

Однополюсные шины для автоматических выключателей характеризуются простой конструкцией, a — медная шина, b — изолятор

В гребенке количество полюсов и количество пластин одинаково, при этом каждый тип соединителя используется для выполнения своей задачи. 1-полюсная версия часто используется для подключения однофазных автоматических выключателей, 4-полюсная версия подходит для трехфазного оборудования.

Читайте:  Шпалы: планирование рациональной распиловки сырья

Подключение автоматов гребёнкой

Планки выпускаются с различным шагом — от 18 мм до 27 мм. Изделия с меньшим расстоянием предназначены для одномодульных выключателей шириной 18 мм. Устройства с шагом 27 мм предназначены для полумодульных автоматических выключателей.

Группа автоматических выключателей может быть установлена с помощью сборных шин, а количество выходов в изделиях варьируется от 12 до 60 единиц. По этой причине не рекомендуется использовать гребенку для соединения пары устройств. Как правило, сборные шины используются для монтажа распределительных устройств с большим количеством соединений.

Для шинопроводов используются два типа розеток:

 

  • Штыревой тип, подходит для большинства устройств;
  • Вилочные планки, для которых требуется специальный зажим.

 

Совет 1: При выборе шинопроводов важно учитывать все конструктивные особенности, поскольку для каждого типа подключаемых устройств может подойти только определенная модель гребенки. Если вы попытаетесь установить шинопровод, не соответствующий типу электроприбора, розетки не будут входить до конца, некоторые из них окажутся снаружи, что может создать опасную ситуацию для людей.

Достоинства и недостатки соединительных шин

Использование шинопроводов имеет много преимуществ:

 

  • Значительное сокращение количества проводников в распределительном устройстве, что не может не сказаться на аккуратности монтажа и внешнем виде распределительного устройства;
  • Ремонт и обслуживание оборудования в распределительном устройстве значительно упрощается, так как оно облегчает контроль цепей оборудования;
  • Разъемы выдерживают нагрузку до 63 А;
  • Обеспечивается высочайшая надежность и качество соединений; контактный нагрев исключен.

 

Есть и некоторые недостатки:

 

  • Для проведения технического обслуживания и ремонта необходимо отключить все оборудование от электросети, что очень обременительно;
  • Модернизация распределительного устройства — непростая задача, так как необходимо заменить шину или установить перемычку, что ухудшает качество соединения;
  • Замена сгоревшего автоматического выключателя требует ослабления крепления клемм на каждом блоке, иначе шину невозможно будет снять;
  • Из-за различий в габаритах и установочных размерах шинопроводов и автоматических выключателей разных производителей рекомендуется выбирать устройства одной марки;
  • Стоимость соединения автоматических выключателей с помощью перемычки выше, чем при использовании самодельной перемычки;
  • Использование гребенки для подключения одного или нескольких автоматических выключателей нецелесообразно; рекомендуемое минимальное количество устройств должно быть не менее шести.
Читайте:  Технические характеристики гипсокартона: описание особенностей материала

 

Процесс установки

Если необходимо установить меньше автоматических выключателей, чем количество розеток на соединительной планке, рекомендуется обрезать лишние провода.

Совет 2: Резать можно любым доступным инструментом, даже пилой по металлу. Шину и изолятор следует резать отдельно, так как изолятор на несколько сантиметров длиннее шины. Это исключит возможность короткого замыкания.

Концы изоляторов должны быть оснащены специально разработанными заглушками, поставляемыми вместе с шинами. Если заглушки не доступны, можно использовать обычную ленту.

Подключение гребенчатого разъема должно быть легко осуществимо даже неспециалистами. Гребенчатая шина должна быть установлена поверх подключаемых устройств. Каждый кран должен быть вставлен в соответствующую соединительную муфту.

Если есть дополнительные провода, отрежьте их любым имеющимся под рукой инструментом.

Если есть лишние отводы, их необходимо срезать любым имеющимся под рукой инструментом.

Затем необходимо установить крепежные винты контактных зажимов. От качества крепления зависит надежность соединения и, соответственно, безопасность эксплуатации сборных шин, подключенного к ним оборудования и всего распределительного устройства.

Источник питания подключается к одной из клемм шины, после чего можно последовательно подключать нагрузки.

Затем необходимо убедиться в правильности каждого соединения и подать питание на распределительное устройство. Работа завершена.

Подключение УЗО и дифавтоматов

В современных жилых домах электрические розетки должны быть защищены автоматическим выключателем остаточного тока или устройством с дифференциальным управлением. Заботясь о членах своей семьи и близких, каждая линия в распределительном щите должна быть оснащена надежной защитой от тока утечки.Читайте также статью ⇒ электронное или электромеханическое УЗО.

Такие защитные устройства можно легко подключить с помощью гребенки. Однако процесс подключения несколько отличается от установки автовыключателей.

Подключая автоматы гребенкой, знай об этом

Если УЗО устанавливаются с помощью шинных выключателей, то гребенка для однофазного защитного устройства должна быть как минимум 2-полюсной. Причина этого требования заключается в том, что УЗО должно быть снабжено фазным и нулевым проводником.

Читайте:  Дизайн ванной в эко стиле создаем уголок природы в каменных джунглях

Проводка УЗО через шинопровод несколько сложнее, чем для устройства остаточного тока.

УЗО через шинопровод немного сложнее в подключении, чем автоматические выключатели остаточного тока.

Использование 1-фазного шинопровода в таких случаях невозможно, так как он не сможет выполнить параллельное соединение между фазой и нейтралью всех предохранителей в ряду. Зубья должны быть расположены в ряд, т.е. расстояние между гребнями должно быть равно ширине автомата (один модуль).

Соединение довольно простое. Например, необходимо подключить два автоматических выключателя УЗО. Фаза подается на первую шину и зажимается в одной клемме защитным устройством. Ноль подключается ко второй шине и зажимается на второй клемме устройства. Все УЗО, установленные рядом с ним, также подключаются к обеим шинам. Читайте также статью ⇒ Причины отключения устройства защитного отключения.

УЗО может быть быстро и легко подключено к шине

Подключение УЗО к шине выполняется быстро и просто.

Такое подключение очень удобно, поскольку защитные устройства быстро соединяются вместе. Для подключения не обязательно делать много самодельных перемычек, но необходимо соблюдать цветовой код проводов.

Обзор производителей

Производством шин занимается целый ряд производителей, в том числе некоторые из них имеют мировую репутацию. Обзор наиболее популярных моделей, а также их примерные цены и основные характеристики приведены в таблице ниже.

  • Количество полюсов (фаз): 1
  • Количество модулей: 60
  • Количество модулей: 12
  • Поперечное сечение шинопровода: 10 2
  • Расстояние между ними: 17.6 мм

Типовые ошибки

Распространенной ошибкой, которую часто совершают неопытные электрики, является приобретение шинопровода, не соответствующего по количеству полюсов и рукавов.

Еще одна ошибка, приводящая к неразумному использованию характеристик шинопровода, — применение гребенки только для одного или двух автоматических выключателей, в то время как ее мощности достаточно для целой группы защитных устройств.

Шинопровод с максимальной токовой нагрузкой 63А также часто подключается к линиям с токовой нагрузкой, превышающей заявленную для гребенки.