Риторика простыми словами — это искусство эффективного убеждения, умение убедить живым словом, считается важным инструментом политической жизни и бизнеса, инструментом, чрезвычайно полезным в практике связей с общественностью. Сфера риторики включает науку как искусство красивого выражения, правильного мышления и убеждения — риторическую модель убеждения.
Правила и функции риторики
Функции риторики:
- информативная, направленная на интеллект реципиента, рационально аргументирующая;
- эстетическое, вызывающее восхищение, завораживающее красотой формы,
- и эмоциональное, контролирующее волю слушателя, трогательное, эмоционально спорное.
Применяется правило единства функций — эффективность убеждения прямо пропорциональна равной степени присутствия вербальных элементов, выполняющих три вышеуказанные функции. Существует три типа риторической речи: рекомендательная, оценочная и презентационная.
Подготовка речи включает в себя следующие этапы:
- выбор цели и темы выступления,
- подбор рациональных и эмоциональных аргументов, состав речи,
- подбор подходящих языковых средств, подбор тропов и риторических фигур,
- память речи,
- речевая презентация.
Условием эффективного убеждения является лингвистическая правильность с точки зрения:
- грамматики — соответствия системе естественного языка;
- приемлемость — соответствие стандартам общения, применимым в данном языковом разнообразии или среде пользователя,
- а также стилистическая корректность — соответствие нормам стиля функционирования естественного языка.
Наиболее частые лингвистические ошибки:
- фонетические — произношение иностранных имен, правила акцента;
- флективный — незнание реакции глагола;
- фразеологические — засорение ошибок;
- стилистический — несовместимость выбора лексических единиц со стилистическим разнообразием высказывания.
Риторика не простая наука и требует серьезного к ней отношения, как минимум, чтобы обладать азами необходимо пройти Курсы риторики . Цель таких курсов — познакомить студентов с основными принципами риторики, механизмами убеждения, аргументации и манипуляции, а также с риторическими средствами и фигурами. Студенты получают навыки подготовки и эффективного использования методов и приемов убеждения, изучают методы манипулятивного воздействия на реципиентов (во всех формах социальной коммуникации), с теорией и практическими возможностями использования методов рассуждения и доказательства, с методами публичных выступлений.
Во время выполнения упражнений студенты учатся правильно выбирать приемы, средства и риторические образы в зависимости от темы выступления, времени, места и риторической аудитории.