Устранение обрыва в системе зажигания автомобиля

Катушка зажигания и включатель зажигания, внутри которых обнаружен обрыв, заменяются. Однако снимать катушку или включатель для замены следует лишь после тщательной проверки всей цепи, как было описано выше, после проверки надежности присоединения проводов к их клеммам, т. е. когда совершенно ясно, что обрыв внутри этих приборов.

Неисправный вариатор можно снять с катушки зажигания и осмотреть, разобрав его изолятор на две половинки. Если неисправность заключается в обрыве (отпайке) концов вариатора, то их следует тщательно припаять на место, пользуясь в качестве флюса канифолью. Сгоревший вариатор заменяется.

Устранение обрыва в системе зажигания автомобиля

Большой зазор между контактами прерывателя (контакты не замыкаются) устраняется регулировкой.

Для проверки и регулировки зазора необходимо, поворачивая коленчатый вал, поставить рычажок на выступ кулачка и тем самым установить наибольшее размыкание контактов. Щупом проверить зазор. Зазор должен быть равен 0,35—0,45 мм. Если он меньше 0,3 мм или больше 0,5 мм, то его надо регулировать. Для этого отпускают стопорный винт 1 и эксцентриковым винтом 2 поворачивают пластину с неподвижным контактом вокруг той же оси, на которой качается рычажок. Зазор будет увеличиваться или уменьшаться. По достижении нормального зазора (0,35—0,45 мм) пластину закрепляют стопорным винтом.

Грязные или замасленные контакты протирают чистой тряпочкой (не оставляющей волокон), слегка смоченной в бензине. Обгоревшие контакты зачищаются надфилем. Монетой зачищать ни в коем случае нельзя, так как на контактах остается металл монеты, который быстро окисляется под действием искры, и контакты еще больше и быстрее обгорают.

Толщина надфиля должна быть не больше 1 мм для того, чтобы контакты при зачистке не раздвигались слишком сильно. Рекомендуется этот надфиль хранить отдельно от других инструментов и использовать только для зачистки контактов. Зачистка должна производиться аккуратно с тем, чтобы после зачистки контакты соприкасались между собой всей поверхностью. Для того чтобы добиться этого, рекомендуется при зачистке контактов нажимать пальцем на рычажок подвижного контакта. После зачистки опять-таки необходимо протереть контакты чистой тряпочкой, смоченной в бензине.

В условиях пути из сказанного возможно осуществить регулировку зазора и зачистку контактов, восстановить цепь, если обрыв не внутри катушки. Неисправный включатель зажигания можно зашунтировать, соединив его клеммы AM и КЗ отрезком провода. Отпаявшиеся концы вариатора можно временно до возвращения в парк закрепить без пайки. Катушку заменить тоже несложно, если имеется другая — исправная.

Очень важно, присоединяя провода к клеммам катушки зажигания, не перепутать их. Прежде всего, включив зажигание, надо с помощью контрольной лампы найти провод, находящийся под током, как это описывалось для аналогичных случаев присоединения проводов к амперметру и к центральному переключателю света. Этот провод — питающий и его надо подключить к клемме ВК-Б.

Провода, идущие от боковых клемм включателя стартера и служащие для закорачивания вариатора, следует присоединить к клеммам ВК и ВК-Б. Таким образом, на клемме ВК-Б будет закреплено два провода. И, наконец, к третьей, непомеченной клемме катушки присоединяется провод от прерывателя. Если по ошибке питающий провод будет присоединен не к клемме ВК-Б, а к клемме ВК, то, как легко заключить из схемы, вариатор окажется вне цепи, а первичная обмотка окажется непосредственно включенной под напряжение 12 в, на которое не рассчитана. В первичной цепи возникнет большой ток, в результате чего катушка будет перегреваться и за короткое время выйдет из строя, между контактами прерывателя увеличится искрение, и они быстрее обгорят и, наконец, пружина рычажка от перегрева быстро потеряет свою упругость.

На схемах зажигания других автомобилей — ЗИЛ-157, ЗИЛ-164 можно видеть, что на клемме ВК-Б закреплен только один провод — от боковой клеммы включателя стартера. Так получается потому, что второй провод (идущий от включателя зажигания) соединяется с клеммой ВК-Б катушки не прямо, а через первый провод, с которым он вместе закреплен на боковой клемме включателя стартера. Понятно, что в действии это абсолютно ничего не меняет.

На некоторых автомобилях (например, ГАЗ-63) доступ к прерывателю-распределителю затруднен тем, что весь двигатель располагается слишком глубоко под капотом, и распределитель оказывается особенно далеко внизу. Поэтому у такого автомобиля, обнаружив неисправность в прерывателе, для более успешной работы по ее устранению рекомендуется снять верхнюю боковину капота, отвернув все 4 болта, которые ее крепят. В отдельных случаях может понадобиться даже снятие распределителя с Двигателя, для чего необходимо отвернуть трубку вакуум-регулятора И болт 8, крепящий распределитель к блоку.